Автор статьи Денис Болвинов.

Коротко и ёмко процесс эволюции чайной культуры оценил прославленный вождь племени Булан Су Говэнь, являющийся хранителем самых старых чайных деревьев в мире:

Вначале чай был лекарством, потом питанием, потом подарком, потом предметом обмена, а потом товаром.

Это, вероятно, является общепринятой в китайской культуре концепцией эволюции чая, а поскольку эта идея устойчиво существует, значит имеет право на жизнь и несёт в себе вполне четкий смысл. Постараемся её расшифровать и понять логику.

Зачем это нужно? Это мини-исследование направлено на то, чтобы понять и уложить в нашу российскую действительность китайский чайный феномен в его первозданном смысле, и определить смысл употребления чая, то есть сознательную и подсознательную мотивацию людей, те шаблоны, образы, которые подталкивают людей приобщаются к этой культуре.

Для анализа возьмём за основу простую модель:

  • Идея, вопрос «что?»
  • Образ, вопрос «как?»
  • Реализация, вопрос «что делать?»

В нашем случае, эти вопросы будут выглядеть так: «что такое чай?»; «каким образом чай проник в жизнь людей?» (чайная культура); «что стали с ним делать?».

В китайской чайной культуре есть очень прозрачный, и потому, привлекательный символизм: официально существует трое чайных святых (их имена могут варьироваться от провинции к провинции, но смысл остаётся).

  • Бог Шень Нун олицетворяет идею и духовную составляющую чая.
  • Мудрец Лу Юй ответственен за чайную культуру, то есть образ, систему и красоту чая.
  • Император Цянь Лун — это высшая точка «материализации» чая, когда сам император занимался им.

Конечно же они подобраны неслучайно. Ниже мы вместе с интересным рассказом об эволюции чайной культуры, проследим, почему это так.

Шень Нун: идея чая.

Шень Нун ассоциируется с духовностью в чае и, соответственно, с его началом. По-русски переводится как «Пахарь Духа«, один из трёх мифических китайских императоров, первопредков цивилизации, научивший китайцев отсчитывать время, возделывать землю и выращивать культуры, носить одежды, торговать, использовать лекарственные растения.

И в том числе, отдельно упоминается дарованный Шень Нуном Чай.

Начало его правления относится к 2737 году до нашей эры (по данным современной версии «Ча Цзина», «Чайного канона»), хотя, учитывая современные научные данные, стоит предположить, что допустима ошибка в несколько десятков тысяч лет, кроме того известно, что в древних трактатах все сроки не буквальны, а зашифрованы.

Обращаясь к Шень Нун за идеей чая, мы находим в первом медицинском каноне Китая «Шэнь Нун Бэнь Цао Цзин» упоминание о чае, как о лекарственной траве. Канон Шэнь Нуна говорит о чае, что он дает возможность человеку меньше спать, создает радостное настроение, у него прекращается жажда, удаляет мокроту и жар, даёт силу.

Если прослеживать дальнейшую историю чая от Бога Шень Нуна до Мудреца Лу Юя, то имеет смысл обратиться к историку Чжао Хэтао, который считает, что её можно разделить на 5 больших этапов развития:

1. От эпохи Шэнь Нуна до Чунь Цю («Вёсен и Осеней» с 722 до н. э. по 481 до н. э.). В этот период чайные листья использовали, главным образом, в религиозных обрядах.

2. От позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань (206 г. до н э.). Чайные листья начали использовать в пищу.

3. От начала до среднего периода Западной Хань (до 0 г.). В это время интенсивно изучались полезные свойства чайных листьев.

4. От позднего периода Западной Хань до периода Троецарствия (220 — 280 гг. н.э.). Уже стали чай подавать при дворе императора в качестве напитка.

5. От Западной Цзинь (265г. н.э.) до эпох Суй (581 г.) и Тан (618г.). Чай постепенно широко распространился в различные районы Китая и стал обычным напитком китайцев.

Лу Юй: образ чая.

Лу Юй — это человек, известный в первую очередь тем, что написал «Ча Цзин» или «Чайный Канон», первый официально (законодательно) принятый в Китае канон о чае, закрепивший представление о происхождении чая, его истории, о способах его обработки и приготовления. То есть Лу Юй ответил в своём Чайном Каноне на вопрос как изготавливать чай, как его пить, и как вообще к нему относиться.

Cчитается, что современная чайная культура берёт начало именно с Чайного Канона Лу Юя, так как именно там описаны все инструменты, орудия необходимые для изготовления сухого (в те времена — прессованного) чая и чайного напитка. Также описано какую воду брать и как варить чай. Стоит упомянуть, что Лу Юй считал заварку чая проливом уделом мужей недостойных и предлагал только варить чай.

Вы можете скачать Ча Цзин (Чайный Канон) Лу Юя, и сами в этом убедиться.

Лу Юй, жил при Великих Танах в 733-804 годах. И, вероятно, сам образ его жизни, закреплённый в истории, явился обобщающим прообразом жизни всех, кто как-либо связывается с чаем (не зря же он стал чайным святым).

Поэтому всем, кому интересен истинный характер и образ чая, рекомендуем посмотреть краткую биографию Лу Юя.

В возрасте примерно 3-х лет — в 735 году, в 23-й год правления династии под девизом Кай Юань, что значит «Раскрытие начала» — его нашли монахи чаньского монастыря Цзинлин Лунгайсы и передали наставнику Чжи Цзи, который погадал на Книге Перемен для того, чтобы выбрать ребенку имя. Выпал знак Цзянь — «Постепенность», в котором текст к знаку-гуа гласил: «Лебедь постепенно приближается к суше, его оперенье можно использовать для ритуальных одежд». В соответствие с этими словами он дал ему фамилию Лу, что значит «лебедь», и имя Юй, «оперенье». Кроме того, прозвище Хун Цзянь означает «постепенность лебедя».

Лу Юй учился в Хуанцзюань Синдэ. Писал иероглифы, читал буддистские сутры и, кроме того, учился делу приготовления чая, но стать монахом, вести монашескую жизнь и обрить голову не захотел. Когда Лу Юю исполнилось 9 лет, мастер Чжи Цзи попросил его читал каноны. Лу Юй сказал на это: «У учеников Будды при жизни нет братьев, а после смерти нет потомства. А последователи школы Конфуция говорят, что есть три вида сыновней непочтительности, и отсутствие потомства — самая большая из них. Если уходить из семьи, то как же выполнить сыновний долг?» В ответ на это наставник сказал: «Тогда тебе, Юй, нужно принять учение Конфуция».

Наставник пытался пристыдить ученика, заставлял мести землю, чистить сортиры, выполнять грязную работу, пасти коров. Лу Юй, тем не менее, не смирился. Его желание уйти из монастыря становилось всё более сильным. Без бумаги учил он иероглифы и писал их бамбуковой палочкой на шкурах коров. Случайно попалась ему ода Ду Фу под названием «Ода Восточной Столицы». Когда настоятель Цзи Гун узнал про это, то испугался, что ученик увязнет в ненужных мирских знаниях и отойдёт от учения, и отправил Лу Юя в Гуаньшу.

Когда ему исполнилось 12 лет, воспользовавшись невнимательностью монахов, Лу Юй убежал из Лун Гайсы с группой бродячих артистов. С ними он стал очень успешным клоуном и в последствии написал три цзюаня (главы) анекдотов, случившихся с ним в эти годы странствий. В династию Тан, в 5-й год под девизом правления Тянь Бао (746 г. н.э.), губернатор Тай Шоу собрал в Ли Цзиу людей на праздник. Увидев искусство Лу Юя, он подарил тому книгу стихов и порекомендовал отшельнику Чжоу Фуцзы на горе Хумэйшань взять Лу Юя на обучение. В 11-й год (752 г.) Лу Юй поблагодарил Чжоу Фуцзы за учение и вернулся в мир. Там он познакомился с чиновником Цуй Гофу из министерства по ритуалам и управляющим Цзинлина. Они стали хорошими друзьями, часто путешествовали вместе, пробовали воду, говорили о литературе.

В 13-й год Тянь Бао (754 г.) Лу Юй начал исследовать чай. Он отправился в горы Ба Шань в местечко под названием Ся Чуань. Друзья подарили Лу Юю осла, на котором он и отправился в путешествие. По дороге Лу Юй собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои исследования. В 758 г. он прибыл в Шэнчжоу (в настоящее время провинция Цзянсу, город Нанькин) и поселился в монастыре Сяцзясы, посвятив всё своё время чайному делу. В следующем году он поселился в Дань Яне. В 760 году из гор Сяцзяшань отправился в Шао Си (в настоящее время провинция Чжэцзян, уезд У Си), где поселился в горах отшельником и стал жить «за закрытыми дверями», ни с кем не встречаясь. Там он писал свой Ча Цзин — «Чайный Канон», одевался просто, на ногах носил сандалии из лиан, гулял на природе в одиночестве, ходил к крестьянам, собирал чай, пробовал воду в источниках, декламировал каноны и читал стихи. Ходил, ударяя посохом по лесным деревьям, играл с водой из потока, без всякой цели бродил по просторам. Уходил на рассвете и гулял до самого заката. О таком говорят, что «вёл себя, как сумасшедший из царства Чу».

Танский Дай Цзун написал указ с тем, чтобы Лу Юй стал преподавать литературу наследному принцу или стал настоятелем монастыря Тайшансы. Но в обоих случаях Лу Юй не явился на службу. Не ценил он ни власть, ни знатность, не уделял внимания богатству, любил природу и твёрдо держался справедливости. В полном собрании сочинений танской поэзии есть стихотворение Лу Юя, которое является отражением его характера:

Не жду от жизни слитков,
Не чаю чаш из белого нефрита,
Не жажду при дворе входить к владыке,
Не думаю о празднествах в столице,
Стремлюсь лишь быть на Западной реке,
Где некогда сходил с цзинлинских гор.

Лу Юй был разносторонне одарён талантами и помимо Ча Цзина — «Чайного Канона» — написал ещё много трудов. На основании текста «Вэнь юань ин хуа», где описываются труды Лу Юя, известно, что он написал ещё «Оды четырёх печалей» и «Оды предрассветного неба». Кроме того, он написал три цзюаня об отношениях подданных и государя, тридцать цзюаней «Объяснения источников» и восемь цзюаней описания четырёх родов провинции Цзянси, десять цзюаней жизнеописания людей Севера и Юга, записки об Усинской истории чиновников, три цзюаня гадания по снам. Считается, что когда Лу Юй жил в Цзиньсинтане в монастырях Тянь Лань и Лин Инь, он составил «Записки о горе Улиншань». К сожалению, эти труды не сохранились. Лу Юй также писал стихи, но они не очень известны. Лу Юй сделал выдающийся вклад в чайное дело в Китае и во всем мире. За свои заслуги восхваляется и почитается в качестве «Ча Сянь» или «Ча Шэнь», Чайного Бессмертного или Чайного Бога.

До Лу Юя чай готовили с другими ингредиентами, что, естественно, нарушало его оригинальный вкус. По совету Лу Юя, прессованные листья стали ломать и измельчать, что способствовало проявлению естественного вкуса чая при заваривании. После Лу Юя чайное искусство стало развиваться очень быстро, появились новые технологии выращивания и обработки чайного листа.

Причина была в том, что чай стали считать чудесным снадобьем, питающим жизнь.

Князья и правители, всячески желая угодить, преподносили его императору. Немаловажна также и роль буддийских монахов, распространявших вместе с учением и чайную церемонию. Чайные песни, стихи, рисунки, чайные оды — их появилось огромное количество. В китайском обществе была даже «чайная борьба» — крестьяне-чаеводы боролись между собой за лучший, отборный чай, чтобы преподнести его императору. Появились чаи-победители, чаи отборные и подарочные.

В эпоху династии Сун (960 — 1279 гг) техника заваривания совершенствовалась, и сушеные чайные листья ломали и помещали в чашку, а затем заливали кипятком, что придавало чайному настою уже совсем другой вкус.

В династии Юань (1271—1368 гг) и Мин (1368 — 1644 гг) вместо прессованного начали производить рассыпной чай. Измельчение чайных листьев уже не требовалось. Чай стали заваривать, непосредственно заливая горячей водой.

Со времени династии Мин до Цин (1644)чай начали заваривать в маленьких глиняных чайниках, что продолжается и в наши дни.

Цянь Лун: дело чая.

В эпоху Цин (1644-1911г.г.) правил знаменитый ценитель чая император Цянь Лун, при котором цинская династия достигла своего максимального расцвета.

Стоит уточнить, что «Цянь Лун» – это на самом деле не имя императора, а девиз его правления. Самого императора звали Хунли. «Цянь Лун» переводится как «Небесное процветание», и именно это имя используется при обозначении его как чайного божества.

Император за время своего правления усилил Поднебесную, укрепил границы, провёл ряд успешных завоевательных войн, а также прославился тем, что ввёл строгую цензуру. При нём было сожжено огромное количество книг и казнены многие неугодные государству литераторы и поэты. Но, стоит сказать, что и написано было много книг, т.к. поддержку получали все, кто поддерживали династию Цинь. Кроме того, при нем была собрана огромная библиотека самых разнообразных книг, коллекция предметов искусства и изысканной чайной посуды. Всё это свозилось со всей страны. Да и сам Цянь Лун был очень талантливый и образованный человек, сохранилось много образцов его каллиграфии.

Почему же китайского императора причислили к чайным божествам? Учитывая, что он ответственен в чае за его расцвет в материальном мире, рассмотрим те известные дела, которые Цянь Лун совершил с точки зрения чайной культуры прямо по списку:

  • Самая популярная история связанная с Цян Луном — это изобретение им легендарного серебряного черпака. Хорошая вода была легкой, и в этот черпак помещалось ровно лян (50 грамм) воды. Для того, чтобы выявить нужные свойства воды для чая, Цянь Лун путешествовал по Китаю инкогнито, пробовал воду в разных местах. Также совершил 6 путешествий по местам производства чая, выбирая для себя лучшие сорта.
  • С одним из его путешествиями связана другая чайная история о нём. В Китае есть обычай стучать по столу двумя пальцами, благодаря за налитый чай. Говорят, что он пошёл от Цянь Луна. В процессе неофициальных путешествий, сопровождавшие его подданные не могли кланяться своему императору, когда тот наливал им чай, дабы его не выдать. Но по этикету это было необходимо, поэтому этот жест заменили на постукивание пальцами по столу.
  • Цянь Лун устраивал для чиновников большие чайные банкеты, целые пиршества, куда приглашались лучше представители искусства того времени, писались и читались стихи. Чай подавался в изысканной посуде, сам Цянь Лун использовал посуду из нефрита. В последний год его правления был устроен чайный банкет на 8000 человек. Таким образом потребление чая при дворе сильно возрастало, что вместе со вниманием государя, вероятно сказывалось и на производстве чая.
  • С Цянь Луном также связывают и тот факт, что в Великобритании принято пить чай с молоком. Когда в Пекин приехал английский посол для закрепления торговых отношений, его очень долго поили манчжурским чаем с молоком (Цянь Лун был манчжур), после чего, считается, посол перевёз эту традицию и в Англию.
  • И последнее и самое громкое упоминание чая в биографии Цянь Луна. Император отказался от своего трона, когда утром ему не подали чашку чаю. Один из его старых советников сказал тогда: «Государство не может и один день быть без государя», на что Цянь Лун ответил: «А государь не может и один день обойтись без чая». Правил он 60 лет, всего на 1 год меньше своего любимого деда Кан Си, и отрекся от трона, чтобы таким образом выразить ему свое уважение.

Резюме

Несмотря на известные нам ключи, приведённые выше, всю эволюцию чая конечно не охватить на одной странице, даже не описать биографию троих «чайных святых». Тем более не сделать этого в кратком резюме. Но поскольку у этой статьи должно быть какое-то резюме, сделаем его таким:

1. Что такое чай? Какова идея чая?

«Шень Нун Бень Цао Цзинь» гласит, что чай — это лекарственная трава, побеждающая 100 болезней, то есть все болезни.

Индивидуально подобранный, и нужным образом использованный, чай может стать действенным лекарственным средством.

2. Каким образом чай проник в жизнь людей? Каков образ чая?

Вчитываясь в Чайный Канон Лу Юя, найдём там следующие строки:

Есть времена, когда значение «напитка» становится неясным. Если кому надо просто утолить жажду, то он может выпить рис и воду. Если неожиданно напала меланхолия, печаль или гнев, он может обратиться к вину, чтобы выпить. Но если кто желает рассеять вечернюю бесплодную апатию, то для этого предназначен чай.

Вокруг этого, по сути, строится и культура употребления чая. Только можно добавить ещё, что апатию часто рассеивают не в одиночестве, а в тёплой компании. По-русски говоря, образ чая — это правильный здоровый отдых.

3. Что делают с чаем?

В ответ на этот вопрос император Цянь Лун, несомненно, пригласил бы нас на свой чайный банкет на 8000 человек, с изысканной посудой, философскими беседами и чтением стихов.

Если представить ,что нужно, чтобы организовать такой банкет, то становятся очевидны ещё несколько сфер жизни, в которые прочно проник чай. Это, как минимум:

  • политика
  • бизнес
  • искусство
  • наука
  • сельское хозяйство
  • обучение чайному делу

Можно для полноты картины привести высказывание Ши Цзэдао, настоятеля монастыря «Вечной радости небесного сознания»:

Когда вы пьёте чай, сознание становится особенно спокойным. Исчезает дыхание огня, появляется ощущение света и чистоты. Вот это спокойствие и прозрачность сознания очень соответствует требованиям буддизма к состоянию на пути к просветлению.

И тогда в приведённый выше список можно вписать ещё и религию.

Заключение

Сейчас благодаря широкому распространению некачественного купажированного чая и чайной пыли в пакетиках, и лекарственный смысл чая, и его образ в культуре, и все означенные способы его применения, за исключением бизнеса, для западных людей в своей массе утеряны. И истинный смысл чая для нас никогда не будет восстановлен до тех пор, пока все три составляющих гармонично не сойдутся воедино.

Выпьем же чая, друзья, за то, чтобы это произошло побыстрее!

Подпишитесь на избранные записи чайного блога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Небесный чай - чайная в Липецке