Дорогие, друзья! Сегодня мы будем говорить про Огонь, а значит будет много места уделено системе 5 элементов. Огонь символически обозначает ясность, систему знаний и общение, ниже я поясню этот смысловой ряд и как он соотносится с Чайным Кунфу.

Цикл порождения 5 элементов

Вода в символизме 5 элементов может рассматриваться как чистый потенциал. Дерево — это направление этого потенциала в виде причинно-следственных связей. Напор Воды наполняет энергией артерии (связи) Дерева — это цикл питания 5 элементов, где Вода питает Дерево. Огонь является следующем в этом цикле питания, то есть Дерево питает Огонь.

С точки зрения Чайного Кунфу, элемент Вода символизирует атмосферу, чайной церемонии. Дерево — это направление изменения состояния ее участников. А вот само действие, сама церемония — это элемент Огонь.

Как говорил Конфуций, истинный смысл церемонии (ритуала) состоит в том, чтобы люди могли отбросить условности своего социального положения и, войдя в единое культурное поле данного ритуала, открылись друг другу и нашли общий язык. Поэтому, я считаю, что главный смысл чайной церемонии (или функция элемента Огонь) в том, чтобы люди начали понимать друг друга, говорить на одном языке, спокойно конструктивно беседовать.

В Книге Перемен (И-Цзин) триграмма Ли, обозначающая Огонь в 5 элементах, описывается как момент цикла когда «они видят друг друга», эта триграмма обозначает свет, культуру и ясность понимания, так как Огонь освещает. В русском языке есть выражение «свет знания». Также триграмма Огонь означает разделение и соединение, то есть систематизацию.

Чайное состояние, которое возникает у людей благодаря чаю (элементу Дерево), является допингом или «топливом» для спокойной и вдумчивой беседы людей. Таким образом Дерево питает Огонь.

Виды Огня в чайной церемонии

Во время приготовления чая огонь нагревает воду, чтобы заварить чай, а в трактовке Чайного Кунфу это означает, что элемент Огонь насыщает атмосферу (элемент Вода) эмоциями и смыслами.

В китайской традиции есть понятия «Огонь войны» и «Огонь культуры». Огонь войны является разрушающим — это пожар, в то время как огонь культуры созидающий — это прирученный огонь, используемый для приготовления пищи, чая, для тепла и света в жилище. Понятно, что готовить чай на Огне войны нельзя. Кроме того, в Чайной Каноне Лу Юя (Ча Цзин) (см. историю чая) рекомендуется готовить чай на углях из вишнёвых веточек, так как фруктовые деревья принадлежат к твёрдым породам, а значит уголь будет дольше тлеть и давать нужную для готовки чая температуру.

Чайное Кунфу

С точки зрения Чайного Кунфу вишнёвые веточки мы можем трактовать как символ весны, энергии, свежести, открытости и искренности. В целом же, эта простая концепция означает, что те идеи и эмоции, которыми ведущий наполняет беседу, должны быть конструктивными позитивными и созидательными для людей участвующих в этой церемонии. То есть мастер Чайного Кунфу несёт Огонь культуры и избегает Огня войны.

Чайная церемония  как терапия

Чайное Кунфу делает чайную церемонию аналогом психотерапии. Атмосфера, чай и правильно построенная беседа создают для человека микроклимат, погружают его в состояние покоя, а внутренний покой — это основная платформа не только для принятия правильных решений, но и для творческой жизни в целом.

То, какое эмоциональное состояние получат люди во время чайной церемонии, и что они унесут с собой, имеет определяющее значение! Базой для хороших эмоций будет создание состояния уверенности, расслабленности, лёгкости. А вот смысловое наполнение каждый выбирает для себя сам, хотя конечно же нет более благодатной темы для разговора, чем философия. Философские разговоры позволяют людям не только дистанцироваться от ежедневных проблем, но они должны давать людям правильные позитивные ориентиры.

Кроме того, замечено, что сам по себе характер чая достаточно философский,  то есть, чай — это допинг философа ©!

Какие же темы лучше затрагивать во время Чайной Церемонии?

  1. Рассказ про чай. Как правило, небольшой рассказ про историю чая, его воздействие на организм, несколько поучительных легенд, позволяют человеку переключиться со своих мыслей и прийти в более гармоничное расположение. Общая заинтересованность в теме лекции будет способствовать и первичной сонастройке людей друг с другом.
  2. Базовые принцы развития человека. Позитивное мышление, творческое проживание жизни, любовь, понимание, принятие, самодисциплина, искренность и правда, трудолюбие и т.д. (см. подробнее, например, на сайте Сергея Бобыря «Что такое Путь и Куда Мы идем?«). Размышления насчёт любого базового принципа развития всегда полезны, хоть они и могут не подталкивать к соответствующим поступкам напрямую, но по крайней мере, закладывают в головы правильные идеи, дают хорошую ментальную настройку.
  3. Чудеса и разные необычные события. Я считаю, что развлекательный и юмористический элемент — это неотъемлемая часть любой чайной церемонии, если конечно она делается по принципам Чайного Кунфу. Наверняка у каждого человека наберётся с десяток мистических историй, которые будет интересно и весело обсудить за чашечкой чая. С точки зрения терапии — это ведёт к расширению своего представления о мире, более гибкому восприятию реальности, а также — это возможность высказать и поделиться тем, чему не находил объяснения, и чем в обычной компании делиться вроде бы как «не прилично», так как сочтут за сумасшедшего.
  4. Ответы на вопросы. Это одна из самых важных частей беседы, так как предполагает вовлечённость всех участников мероприятия в ключе озвученных мастером чайной церемонии тем. В терапевтическом ключе тут мастер Чайного Кунфу имеет наибольшую возможность повлиять позитивно на собравшихся людей, используя свой личный шарм и знание предмета, свой внутренний Огонь.

Желаю вам небесных чаепитий! И успешного познания глубин Чайного Кунфу!

Все 5 статей вы можете найти в рубрике 5 элементов чайной церемонии.

Подпишитесь на избранные записи чайного блога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Небесный чай - чайная в Липецке